Домашняя
Новости
КПМО
Учредительные документы
Образовательный процесс
Методическая работа
ФГОС
Учителям
Выпускникам о ЕГЭ
Родителям
Публичный доклад
Фотоальбом
СМИ о нас
Контакты
Ученики года
| |
«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
-
Не жди, что твой ребенок будет таким,
как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
-
Не требуй от ребенка платы за все, что
ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он
даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон
благодарности.
-
Не вымещай на ребенке свои обиды,
чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
-
Не относись к его проблемам свысока.
Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем
тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
-
Не унижай!
-
Не забывай, что самые важные встречи
человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы
никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
-
Не
мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если
можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не
сделано все.
-
Ребенок —
это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и
крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и
развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у
которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
-
Умей любить чужого ребенка. Никогда не
делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
-
Люби своего ребенка любым —
неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что
ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Корчак Я.
КАК
СТАТЬ ИДЕАЛЬНЫМ РОДИТЕЛЕМ ПОДРОСТКА
1.
Жизнь в семье с подростком похожа на парный танец со сменой ролей. Вы
выступаете то в роли ведущего, то в роли ведомого, то в роли авторитета, то
в роли «чайника», ничего не понимающего в современной молодёжной субкультуре.
Причём роли эти — не маски (главное — ничего не «играть»), а реальная
готовность родителя адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации и
настроению, гибкая позиция по отношению к мнениям и взглядам собственного
ребёнка и уважение к ДРУГОЙ отдельной личности.
2.
Вам придётся признать, что период «непререкаемого авторитета
родителей» больше никогда не вернётся, поэтому перестаньте командовать и
руководить. Это — абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым
подростком. Попытайтесь заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути
необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным
словам и декларациям, он АНАЛИЗИРУЕТ Ваши действия, стратегии, статус.
3.
Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями.
Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный
вербальный (словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: «ПОЧЕМУ
он так неадекватно реагирует?», «Что я могу сделать, чтобы сгладить
противостояние?». Поверьте, он не хочет бороться, он хочет разобраться и
приглашает Вас последовать за ним.
4.
Не планируйте конкретного результата «воспитательного воздействия», и
не зацикливайтесь на нём. Он всё равно будет другим. Ведь это ПАРНЫЙ танец
взаимоотношений. Вы задумывали одно, а получилось совсем другое — радуйтесь.
Ваш ребёнок избавил Вас ещё от одного стереотипа. Таким образом, он
способствует Вашему личностному росту, провоцируя спонтанность реакции.
5.
Помните, что одной из особенностей подросткового возраста является
потребность в риске, порой не очень оправданном, продиктованном желанием
самоутвердиться. Если Вы ещё этому не научились, время пришло. Не бойтесь
рисковать вместе с ребёнком, но на своей территории. Чем более настойчивы и
находчивы Вы будете в своём желании опробовать НОВЫЕ способы взаимодействия
с ребёнком, тем скорее Вы начнёте говорить с ним на одном языке. Главное,
сделать так, чтобы подросток не переставал удивляться Вашей
изобретательности.
6.
Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы
небольшую часть своего оптимизма. Дело в том, что все происходящие с ним
изменения как физические, так и духовные, Ваш подросток воспринимает очень
трагично. Если Вы сами тоже начинаете застревать на анализе и разборе
детских проблем и перспектив их разрешения, то ситуация дома становится
похожей на непрерывное производственное совещание. Для того, чтобы лучше
увидеть ситуацию, отстранитесь от неё и попробуйте посмотреть на неё с
изрядной долей юмора. «Большое видится на расстоянии», желательно с более
лёгких и оптимистичных позиций. Не стоит шутить над эмоциями подростка,
гораздо эффективнее иронизировать над самой ситуацией. Шутка поможет
немножко разрядить обстановку.
7.
Старайтесь «фильтровать» информацию, поступающую к Вам из СМИ и
литературы по проблемам подросткового возраста. Во-первых, она сама далека
от идеала в плане глубины анализа. Во-вторых, хорошим тоном публикаций
последних лет стали «страшилки». Поверьте, что далеко не всё, что Вы прочли,
относится именно к Вашему ребёнку. Попробуйте, как бы, примерить прочитанное
на него, и Вы увидите, что «костюмчик» не всегда приходится впору. Далеко не
все «ужастики», которые случаются с подростками, обязательно должно
произойти с Вашим ребёнком.
8.
Вспомните о тех семейных ценностях и традициях, которые существуют в
Вашей семье. Проанализируйте, что из этого багажа стало общим для Вас и
Вашего ребёнка, а где проходит очевидный водораздел. Это будет сопоставление
и сравнение двух точек зрения на извечный ценностный вопрос: «Что такое
хорошо, и что такое плохо?». Морально-нравственные и этические ценности
нельзя механически передать, а уж, тем более, навязать, они формируются и
становятся своими или остаются чужими в период всего детства. И если,
какие-то, очень значимые для вас ценностные ориентиры, оказались для ребёнка
в списке чужих, не хватайтесь за голову и не «пилите». Подумайте, не как
рассказать и продекларировать, а как показать и убедить в преимуществах того
или иного качества или свойства. Проанализируйте, что бы могли Вы
позаимствовать у ребёнка, чему могли бы поучиться.
9.
Одно из главных стремлений подростка — стремление к самостоятельности.
Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную
за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится
к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться
делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый
взгляд, областях. Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в
его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по
Вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его
действиям.
10.
Подросток — не глина, да и Вы — не скульптор. К сожалению, Вам не под
силу вылепить скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все Ваши
устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него
-совсем другое «идеальное Я». Ваша цель — помогать ему меняться и взрослеть,
исходя из его реальных устремлений и целей.
11.
Помогайте ребёнку сделать конкретные шаги к его целям. Это — очень
важно для самоопределения. Поскольку в подростковом возрасте цели глобальны,
а возможности ещё немножко отстают, то его «идеал» так и может остаться в
области мечтаний о несбыточном. Помогите ребёнку поверить в свои силы, и,
если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата.
Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё
принадлежит ему, Вы — лишь «аксакал», способный поделиться собственным
опытом по запросу ребёнка.
12.
Подростковый период — это настолько интенсивный этап изменений в
жизни ребёнка, что он поглощает его целиком. Дайте возможность подростку
почувствовать непрерывность жизни и непрерывность изменений и саморазвития,
а данный этап лишь как ещё одну, возможно, самую сложную и реальную,
ступеньку к взрослой жизни. Покажите взаимосвязь и взаимовлияние детского
жизненного опыта (прошлого), бурных изменений (настоящего), и
самоопределения (будущего), ведь жизненный сценарий — это результат,
объединяющий в себе все компоненты.
13.
Научите ребёнка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как
к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное:
«не ошибается только тот, кто ничего не делает» помогает это осознать.
Желательно показывать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной
жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном
проговаривании и бесконечном «разборе его полётов».
14.
Обратите внимание подростка на то, что любому человеку свойственны
внутренняя противоречивость, неоднозначность, конфликт желаний и мотивов
поведения. Понятия добро/зло, неудачник/победитель, свобода/зависимость,
воля/безволие, правда/ложь и т.д. подчас бывают столь относительны,
неоднозначны и непостоянны, что каждая новая ситуация и в жизни взрослого
человека требует их проверки, анализа, а иногда и полного пересмотра. Тогда
с ними уже легче справиться, поскольку из ряда уникальных и личностных
проблем они переходят в ранг универсальных. Позиция «все через это проходят»
гораздо меньше уязвима и более защищена, чем позиция «я такой
непоследовательный».
15.
Самопознание — прерогатива любого думающего и чувствующего человека,
независимо от того, каков его возраст и статус. Связанные с этим чувства и
эмоции, впервые возникшие — это только отправная точка, точка отсчёта на
этом долгом, сложном, но таком захватывающем пути.
Желаем успехов!
ПРАВА родителей (опекунов)
·
выбирать форму
обучения;
·
защищать законные
права и интересы ребенка;
·
участвовать в
управлении Учреждением в форме, определяемой Уставом; - знакомиться с ходом и
содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося;
·
знакомиться с
Уставом Учреждения и другими документами, регламентирующими
учебно-воспитательный процесс;
·
вносить
добровольные денежные пожертвования;
Ответственность родителей
·
получение детьми
основного общего образования;
·
воспитание своих
детей и создание необходимых условий для получения ими образования;
·
ликвидацию
обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года в
случае его перевода в следующий класс "условно";
·
выполнение Устава
Учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей;
Родительский комитет
·
обсуждает
кандидатуры и утверждает списки обучающихся, которым необходимо оказать
материальную помощь в любой форме;
·
председатель
общешкольного родительского комитета является членом педагогического совета с
правом решающего голоса.
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Семья - это общественная
единица, основанная на браке и отношениях кровного родства; в современном
понимании группа близких родственников, живущих вместе.
Семья возникла на ранних стадиях
человеческого общества. За всю историю общества семья претерпела существенные
изменения как по форме, так и по так и по выполнению определенных функций.
Ощутимо меняется функция семьи, обеспечивающая многообразие духовных
внутрисемейных связей и отношений, взаимное влияние супругов друг на друга,
возрастающее внимание родителей к воспитанию детей.
В чём же выражается специфика
семейного воспитания? Взаимоотношения строятся на взаимной любви, уважении,
поддержке во всех делах. Общение детей с родителями, старшими братьями и
сестрами, дедушками и бабушками обогащает жизненный опыт детей, даёт им первые
нравственные уроки.
Нравственное влияние родителей
на детей трудно переоценить. В первые годы жизни ребёнка родители больше
обеспокоены развитием и удовлетворением его материальных и физических
потребностей и иногда забывают о развитии и правильном удовлетворении его
духовных потребностей: чтение сказок, рассказов о природе, просмотр детских
фильмов, прослушивание музыки, рассматривание художественных картин. Для
успешного обучения ребёнка в школе необходимы развитые ещё в дошкольном возрасте
духовные потребности.
Уже с дошкольного возраста
родители должны приучать ребёнка к труду. Своевременное трудовое воспитание
ребенка - залог его успешного гражданского становления, так как через труд для
других, через добрые дела формируется сознание ребёнка, понимание, что каждый
человек должен трудиться.
Уже в дошкольном возрасте семья
формирует у ребенка эстетическое понятие о красоте в природе, человеческом
общении. Но нужно учить не только понимать красивое, но обязательно беречь и
создавать это красивое в природе.
С поступлением ребёнка в школу
задачи умственного развития и воспитания его в семье возрастают.
Таким образом, с самого раннего
детства семья активно осуществляет всестороннее развитие личности. Даже такой
короткий перечень задач помогает осмыслить истинное значение крылатого выражения
«Всё начинается с детства».
Выделим для социального
рассмотрения вопрос подготовки ребенка к школе. Обучение ребёнка в школе - новый
важный этап в его жизни. Готовность ребёнка к школе определяется его общей,
интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Занятия ребенка в школе
сопряжены с длительным напряжением при выполнении письменных упражнений, поэтому
надо развивать у ребёнка мелкие мышцы кисти рук, упражнять его в лепке,
рисовании, вырезании. Важно научить ребёнка правильно переносить утомление.
Утомление - естественные результаты любого вида труда, а у детей игры.
Второй важной стороной
готовности ребёнка к школе является его интеллектуальная готовность. Ребенок
должен уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения в простейших
жизненных ситуациях, уметь наблюдать заданное, выделять главное в картинке,
рассказе, проводить простые сравнения чисел, геометрических фигур. Кроме того,
ребёнку нужно уметь внимательно слушать учителя, слушать и то, что неинтересно
для него, выделять главное в рассказе учителя. Большое значение имеет
подготовленность речи ребёнка. Он должен уметь правильно и последовательно
излагать свои мысли, вопросы, выразительно говорить, грамотно строить
предложения.
Для успешного изучения
математики в школе необходимо подготовить детей к усвоению понятий, таких как:
«равенство», «неравенство», «больше», «меньше», «одинаково», «столько же»,
«старше» и «моложе», «короче и длиннее».
Большое место в дошкольном
воспитании должен занимать деловой настрой ребёнка на школу, на серьёзный
учебный труд.
Нельзя забывать о том, что с
приходом в школу ребёнок попадает в новый коллектив своих сверстников. Для этого
нужно прислушиваться, как ребёнок говорит о делах в детском саду, что при этом
он чаще употребляет — «я» или «мы», как учится уважать мнение коллектива, болеть
за его успехи, уважать товарищей. Трудности коллективного воспитания встречаются
особенно в тех семьях, где растёт единственный ребёнок.
И, наконец, для успешного учения
в школе большое значение имеет привычка к дисциплинированному поведению, чувство
ответственности при выполнении любого порученного дела, прилежание ребёнка.
Будучи дошкольником, ребёнок
много гулял, имел дневной сон, занятия в садике продолжались 25-30 минут и не
носили такого обязательного характера, как в школе. В школе - строгая
обязательность всех видов учебной работы и часть учебных дел задаётся на дом.
Поступление ребёнка в школу
меняет стереотип его поведения, прибавляются новые обязанности и это проходит не
всегда гладко и без конфликтов.
Таким образом, современное
понятие готовности ребёнка к обучению в школе является весьма ёмким и наша
задача и обязанность помочь ребёнку, как можно легче адаптироваться в школе.
|